11 малышей, рожденных в перинатальном центре Каневской ЦРБ, стали представителями нового поколения россиян, которых психологи именуют поколением Бета.
В первые дни 2025 года доктора из Каневской помогли появиться на свет 4 мальчикам и 7 девочкам. Самым крупным малышом стала девочка весом 4160 гр., самой миниатюрной – «дюймовойка» с массой тела 2570 гр. Средний вес младенцев 3,5 кг, что является нормой для новорожденных.
Что означает принадлежность к поколению Бета, чем отличаются дети рожденные в 2025 году от своих старших братьев и сестер (Альфа-детей), а также что нужно знать и на что обращать внимание молодым родителям, разбираемся с помощью публикации портала Zakon.kz. Интервью изданию дала психолог, телесно-ориентированный психотерапевт, коуч по трансформации мышления Елены Сопилиди.
Как отмечают ученые, с 1 января 2025 года начали рождаться дети поколения Бета. Это первые люди, которые вырастут в мире в тесной связке с искусственным интеллектом. Бета составят конкуренцию Альфа и, согласно прогнозам, уже через 10 лет будут составлять 16% населения Земли.
«Важно понимать, что это поколение будущего, и мы можем только предполагать, каким оно будет. Многое зависит от родителей, какой будет мир, как справятся дети с новыми реалиями», – отметила психолог.
Термин «поколение Бета», как и «поколение Альфа», придумал австралийский ученый, демограф и социальный исследователь Марк МакКриндл. Он обозначил период для нового поколения с 2025 по 2039 год.
За последние сто лет исследователи используют следующие термины, применяемые в мире:
— поколение Бета: 2025-2039;
— поколение Альфа: 2010-2024;
— поколение Z: 1997-2009;
— миллениалы: 1981-1996;
— поколение X: 1965-1980;
— бумеры: 1946-1964;
— молчаливое поколение: 1928-1945;
— великое поколение: 1901-1927.
Какими будут дети поколения Бета?
Безусловно, можно только предположить, какими будут дети, рожденные в период с 1 января 2025 года. Но согласно уже имеющимся данным исследователей, дети будут развиваться и формировать свое мышление совершенно в ином мире.
Из-за высокой степени цифровизации, скорее всего, поколение Бета будет еще теснее связано с новыми технологиями, а также столкнется с новыми вызовами, такими как ускорение темпа жизни, глобализация и изменение климата.
«Уже сейчас мы наблюдаем детей, которые неразделимы с гаджетами и другими электронными устройствами. Но для поколения Бета цифровой мир будет более естественным – как для нас физическое пространство. Искусственный интеллект будет играть огромную роль в их жизни с самого рождения. Он будет присутствовать во всех сферах их жизни – от образования до развлечений», – отметила психолог.
Возможные плюсы и минусы
Психолог предположила, что представители Бета будут двигаться на огромных скоростях развития. В том же активном темпе будет развиваться их интеллект, так как скорость поглощения информации будет намного выше, чем у предыдущих поколений. Дети нового поколения будут легко адаптироваться к интенсивному ритму.
Но от возможных новых жизненных реалий могут наблюдаться и минусы: «Мозг детей будет постоянно задействован. И так как скорость поступления информации увеличивается, то надо учитывать такой важный психологический момент, как скука. Мы наблюдаем, что все меньше дети испытывают ощущение скуки, и боюсь, что это поколение перестанет вовсе пользоваться этим навыком. Так как именно в скуке просыпается истинный интерес и внутренняя мотивация к действию у ребенка, чтобы получить то, что он хочет. Таким образом, происходит педагогическое, психологическое и эмоциональное развитие, и все благодаря тому, что ребенок осознает состояние замедленности и скучания. Работает это так: становится скучно, ребенок начинает маяться и старается найти то, что ему станет интересным», – говорит психолог.
У человека есть два типа внимания – произвольное и непроизвольное. И чаще именно непроизвольное внимание активно используется в индустрии развлечений и в образовании.
«Произвольное внимание» – это когда усилием воли ребенок может удерживать фокус на том, что ему, может быть, не очень интересно, но он пытается в этом разобраться. Благодаря этому типу внимания вырастает процесс волевого развития. В дальнейшем он помогает достигать поставленных целей.
Ученые предполагают, что у Бета-детей еще больше будут популярны профессии, связанные с коучингом, целеполаганием, обучением, ведением человека. Это будет помогать людям не останавливаться на достигнутом, управлять своим вниманием. Родителям детей-Бета нужно будет развивать этот важный навык.
Кроме того, одним из положительных моментов у поколения Бета может стать «экологическая осознанность». В мире сейчас происходят глобальные изменения с климатом, и дети-Бета могут расти с повышенным чувством ответственности за окружающую среду. «Повышенное чувство ответственности уже наблюдается у нынешней молодежи, но «новые» дети будут расти со знанием того, что нужно более экологично относиться к потреблению природных ресурсов и к окружающей среде в целом. Благодаря этому мы придем к иным способам взаимодействия с окружающим пространством», — говорит психолог.
Специалист также считает, что у детей Бета будет более глобальное мышление. Связано это с тем, что они в постоянном потоке информации, которой они непрерывно обмениваются. «Уже сейчас дети повсеместно используют интернет. Появилась возможность даже получать образование дистанционно. Ученики поколения Бета будут еще более открыты к этому. Как результат, возможно, будет повышаться толерантность к другим культурам и народам. И здесь я вижу плюс в глобализации, объединении, которое возможно за счет того, что информационные границы будут стираться. Будет проще путешествовать, наблюдать, изучать культуру других народов» — говорит Елена Сопилиди.
Чем дети Бета будут отличаться от других поколений?
В наступающей гибридной реальности, когда границы между цифровой и физической реальностью станут еще сильнее размыты, люди моментально станут переключаться с реальной на виртуальную жизнь.
Так как виртуальная реальность все сильнее интегрируется в нашу жизнь, людям придется еще сильнее с этим взаимодействовать. В системе образования могут появиться новые формы обучения, так как и этой сфере придется адаптироваться и подстраиваться под новые реалии и современных учеников.
«Таким образом, возможно, поменяется роль учителя на роль наставника. Другое поколение будет по-другому воспринимать информацию: им будут необходимы менторы, так как получение информации станет еще более доступным. С помощью ИИ любая информация будет доступна в течение нескольких секунд. Будет необходим только наставник, который научит думать для самообразования. Детям не придется что-то заучивать и зубрить. Любой гаджет под рукой. Нужно будет уметь пользоваться информацией и вырабатывать навык – «думать», — подчеркивает Елена Сопилиди.
Психолог порекомендовала обратить внимание на следующие аспекты в воспитании Бета-деток:
1. Обязательно развивать критическое мышление.
В мире, где много вседоступной информации, важно научить ребенка отличать правду от лжи. Также нужно учить ребенка правильно задавать вопросы, анализировать ответы – именно этому первостепенно учить детей.
2. У нового поколения детей необходимо поддерживать творческое начало, стремление к новым знаниям и идеям.
Так как потребности в информации не будет, возникнет необходимость что-то создать, развить, и этому нужно будет учиться. Появится потребность в прокачке творческого начала. «Креативность мышления» станет необходимым навыком.
3. Необходимость в развитии эмоционального интеллекта станет как никогда актуальна.
Нужно будет помогать детям учиться понимать свои эмоции, а также эмоции других людей.
С развитием виртуальной реальности молодежь будет сталкиваться с искажениям истины, на которую человек будет натыкаться, и эмоциональный интеллект крайне важен, чтобы считывать информацию, поступающую извне, эмоции других людей.
4. На первый план выйдет экологическая ответственность.
Как никогда важной станет необходимость ориентироваться в этом новому поколению. Это поможет претерпевать неблагоприятные последствия загрязнения экологии и других вызовов касательно окружающей среды.
Психолог добавила, что немаловажным будет готовить Бета-детей к тому, что мир постоянно меняется. Это поможет ребенку адаптироваться под постоянную трансформацию. Вместе с тем стрессоустойчивость станет важным психологическим фактором, которого будет требовать от людей динамичный мир. Людям придется быть гибкими в мышлении и эмоциях.