День Петра и Февронии — день супружеской любви и семейного счастья, празднуемый в России 8 июля.
Петр и Феврония — покровители семьи и брака. Их брак является образцом христианского супружества.
Легенда
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестива и добра девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Св. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.
Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были св. супруги в соборной церкви г. Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоаном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
День Петра и Февронии — день супружеской любви и семейного счастья, празднуемый в России 8 июля.
К сожалению, в наше время, такая любовь и верность встречаются очень редко. Почему не оправдываются ожидания счастья от семейной жизни?
Главное заблуждение относительно семейной жизни состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны иметь без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: все здесь трудом добывается… Земной рай, изображенный в Библии, всеми признается за первообраз земного благополучия… Но Адам и Ева возделывали рай и хранили его. Семья — это рай, который надобно еще возделывать и хранить. В настоящее время два условия признаются прочным обеспечением семейного счастья: счастливый выбор жениха и невесты и предварительно установившаяся крепкая взаимная склонность, обещающая нерасторжимый союз в будущем. По-настоящему, счастлив человек может быть только с равным себе партнером. Равным по возрасту, по материальному положению, по духовному развитию. Чтоб чувствовать себя независимым, свободным и таким же достойным, как и предмет его любви. Во всех иных ситуациях ему приходится напрягаться и ломать общественные стереотипы, которые надежно засели в его сознании и мешают воспринимать жизнь как данность. Браки совершаются на небесах. Неужели вам это еще неизвестно?
Воображая, что счастливым выбором партии обеспечивается навсегда семейное счастье и что оно упрочивается первой склонностью, многие супруги ныне опускают из виду и то, что в первое время супружества они еще не знают ни друг друга как должно, ни даже самих себя в новом своем положении. Только стоя близко друг к другу, как стоят супруги, и только по времени они могут изучить образ мыслей, вкусы, склонности, привычки друг друга, причем, к удивлению многих, в избранниках сердца вместе с достоинствами, привлекшими любовь, открываются и значительные недостатки. Обнаружение недостатков, неожиданные мысли, желания и требования поражают иногда обоих супругов как нечто необычайное, для счастья опасное и доказывающее ошибку, сделанную в выборе. При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль подтверждается, и умножающиеся столкновения, споры и размолвки при недостатке наблюдения за собою и снисходительности друг к другу принимаются за доказательство, что счастье улетает, что брак не удался, что вместе жить невозможно, что нужно разойтись. Между тем жизнь требует от обоих супругов за найденные друг в друге достоинства быть настороже и ждать обнаружения недостатков как неизбежной принадлежности каждого человека; изучить их, отнестись к ним со всею снисходительностью, какой требует взаимная любовь, и принимать друг друга такими какие есть.
И вот супруги бегут друг от друга… Почему? Сначала они так любили друг друга, так верили в прочность и неизменность любви! Потому что не имели желания сознаваться в своих недостатках, лишающих другого счастья и спокойствия, и из любви к нему не хотели поработать над собою и исправиться; потому что не имели уменья посоветовать и спутнику жизни наблюдать за собою и постепенно исправляться — и терпения подождать исправления; наконец, потому, что забыли или вовсе не знали различия между недостатками исправимыми и неисправимыми и не умели примириться с последними и уживаться с ними, как приходится в подобных случаях уживаться с чужими людьми.
Любящие друг друга супруги не могут бросить друг друга за недостатки (если они не обращаются в преступления), иначе для них потеряется главная цель супружеской жизни — любить друг друга не для одних наслаждений, а для общего блага, временного и вечного.
Немало вредят в наше время семейному счастью разные обычаи и предрассудки. Сюда мы относим позднюю женитьбу мужчин, особенности воспитания женщин… и крайнюю свободу супругов в отношениях к чужим лицам другого пола.
Продолжительная холостая жизнь развивает в мужчинах не только крайнюю разборчивость в выборе себе жены, по их избалованному, а иногда и испорченному вкусу и по излишним требованиям, но и разные эгоистические привычки, не соответствующие основному закону семейной жизни, по которому супруги обязаны заботиться больше о друг друге, чем о личных склонностях. Муж, привыкший до брака проводить свободное время в веселых компаниях, располагать личное время по-своему, с трудом мирится со строем жизни семейной, где он обязан больше тратить для жены и детей, чем для себя самого, посвящать им свое свободное время и заботиться больше о благоустройстве своего дома, чем о своих личных удовольствиях. Все это для избалованного свободного человека становится стеснительным; он рвется из дому вон и тем дает семье испытывать оскорбительное чувство, что она для него бремя.
…Но едва ли не самый опасный враг семейного счастья — это крайняя свобода, позволяемая ныне в отношениях супругов к посторонним лицам другого пола.
Кабинет медицинской профилактики
МУ «Каневская ЦРБ»