Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.
Выделяют следующие виды детского травматизма:
1) бытовой;
2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный);
3) школьный;
4) спортивный;
5) прочий.
К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35%), травмы при падении (22-20%), повреждения острыми предметами (18-20%), термическое воздействие (15-17%). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.
Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:
- неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
- отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
- недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
- дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.
Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т.ч. музыкальных, спортивных, СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них — на перемене. Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир.
Профилактика детского травматизма
Оказывается, трагические случайности, происходящие с нашими детьми, вовсе не так случайны, как кажется. Каждая ситуация — нелепая и невероятная, с нашей точки зрения, известна врачам-травматологам. Их опыт — десятки случаев в день. В городские травмпункты ежегодно обращается десятки тысяч детей, попавших в беду. Но за каждой отдельной трагедией — пугающая закономерность: вина взрослых за искалеченное здоровье, а порой и оборванную жизнь их собственного ребенка.
Все детские травмы подразделяются врачами на семь категорий: бытовая, уличная, школьная, дет/садовская, автодорожная, спортивная и так называемая прочая (криминальная и т.д.). Всего же характерных сюжетов не больше полутора сотен. На дорогах, к примеру, опасными являются 17 точно известных ситуаций. С качелями связаны четыре, с ожогами — всего три. Если бы родители знали их, насколько меньше горя и трагедий переживали семьи!
В школьном возрасте масса травм во время игры или драки — и в школе, и на улице. Игры школьников стали неимоверно агрессивными, а драки ожесточенными. Прутики в шуточных дуэлях заменились обрезками стальной арматуры, а неизбежные мальчишеские стычки переросли в избиения ногами, экипированными тяжеловесными кроссовками.
Где подростку можно безопасно и даже полезно выплеснуть свою энергию, снять стресс? В хорошей спортивной секции престижного вида спорта: в оборудованном помещении, под надзором профессионального инструктора с медицинской подготовкой, в специальной защитной форме. На это в семейном бюджете, как правило, не находится средств. А заняться с ребенком чем-то дома или устроить совместную велосипедную прогулку, поход — после рабочего дня “нет сил” (даже у безработных). И мы, усевшись перед телевизором, облегченно выпроваживаем ребенка “на улицу”. На гаражи, стройки, свалки, пустыри.
Усугубляется вина родителей еще и тем, что большинство несчастий даже там — в опасных зонах детских игр — происходит в темное время суток: волна обращений в травмпункты приходится как раз на 9-10 вечера. Сгущающаяся темнота, усталость ребенка, а от нее — плохая координация и ухудшение зрения, которые приводят к травмам. Но разве 9-10 часов вечера — нормальное время для самостоятельных детских прогулок? “Не учите нас жить”, — огрызаются на подобные замечания родители, не подозревающие, что в это время дети должны давно лежать в кроватях.
Что невероятно для многих, но очевидно для травматологов – в вечерние часы, когда дети после продленок, бабушек или самостоятельного пребывания попадают-таки под «заботливое» внимание родителей, количество детских травм резко увеличивается.
Увы, ни педагоги, ни классные руководители, ни дежурные, ни вожатые не в силах уследить за всеми учениками в школе. Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них — на перемене. Это и случайные падения с лестниц, подоконников. И “криминальные” травмы — школьная “дедовщина”.
Кто виноват в этих трагедиях — непоседливые, любознательные, активные дети? Нет, конечно, взрослые – те, кто не видели, не предусмотрели, не подумали об опасности, не научили осторожности ребенка, который должен в своем возрасте и двигаться, и шалить, и рисковать.
Но это должен быть разумный риск. Запретить ребенку познавать мир невозможно. И пусть, если хочет, лезет на дерево, но вы при этом должны проверить и подстраховать – ведь сук может оказаться слишком тонким или сухим, или гнилым. Пусть гоняет на велосипеде — ваше дело, выбрать место, где колдобина не станет причиной падения, и оборудовать детский велосипед, чтобы острая незачехленная рукоятка руля не нанесла ему тяжелую грудную травму.
Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир. Все более жестокий прогресс приводит к тому, что за последние годы увеличивается количество тяжелых повреждений, осложненных шоком, кровопотерей, грубыми нарушениями жизненно важных функций. Ведь машины стали быстрее, электротехника распространеннее, дома выше, стекла и бетона больше, времени меньше. А ловкости, быстроты, проворности, гибкости у наших городских хлюпиков не осталось вовсе. Вот почему в большинстве стран проблемой детского травматизма озабочены не только врачи, но и инженеры, юристы, педагоги и политики.
Заведующий травматологическим отделение МУ «Каневская ЦРБ»
В.Ю.Лощинин