Каневская ЦРБ

САМОУБИЙСТВО

 Страшные цифры статистики  заставили нас поднять тему о суициде. Судите сами за весь 2008 год зарегистрировано 113 суицидальных попыток, 11 из которых закончились смертельным исходом, лишь пятеро погибших имели в анамнезе психические заболевания. За первое полугодие 2009 года было предпринято 40 суицидальных попыток, из них 6 со смертельным исходом, причем четверо погибших – люди с психическими заболеваниями, а два остальных случая, закончившихся трагедией — это ПОДРОСТКИ. Еще шестеро подростков пытались покончить жизнь самоубийством, путем отравления  медикаментамино их успели спасти. Подростки не наблюдались ни у психиатра, ни  у  нарколога. Что же происходит? Где искать помощи? Ответить на эти и другие вопросы нам помогла районный психиатр Светлана Борисовна Сосновая.

Самоубийство (суицид) – осознанное лишение человеком себя жизни.

Причины самоубийства, как и любых других поступков человека, могут быть различными.

К числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относят следующие:

  • потерю любимого человека (смерть или разрыв романтических отношении);
  • состояние переутомления (давления в школе – стремление к высоким оценкам и давление сверстников – стремление быть принятым в группе в сочетании с давлением со стороны родителей – в выборе друзей, одежды, музыки, подобающего образования и т.д.);
  • уязвленное чувство собственного достоинства (физическая непривлекатель-ность, сексуальные неуспехи, ощущение второсортности с чувством безысходности);
  • разрушение защитных механизмов личности в результате алкоголизма, наркомании и токсикомании;
  • отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство (этим частично объясняются «эпидемии самоубийства»);
  • различные аффективные реакции по другим поводам.

При исследовании лиц, склонных к суицидальным действиям, было выявлено, что одним из наиболее частых психопатологических расстройств являются депрессии.

        Депрессия в переводе на русский язык означает подавленное настроение, душевное угнетение. Эти состояния обобщенно определяют как синдром, характеризующийся пониженным настроением, торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением жизненно важных побуждений, пессимистическими оценками себя и своего положения, соматоневрологическими расстройствами.

У детей и подростков полные, типичные, клинически четко очерченные депрессивные расстройства встречаются крайне редко.

Депрессии в детском и подростковом возрасте нередко остаются нераспознанными в связи с частотой скрытых и маскированных форм. Клинически выражением депрессии в этих случаях являются подавленность, тоска и тревога. А также психосоматические расстройства: боли различной локализации (в сердце в животе, в мышцах и т.д.), головная боль. Часто в клинике встречается энурез, нарушение сна, приступы по типу бронхиальной астмы. Такие «маски» больше характерны для детского возраста, у подростков же мы наблюдаем поведенческие, психоподобные расстройства в виде развязанности, грубости, эксплозивности, суицидальных мыслей и поступков (здесь роль ранней алкоголизации и наркотризации).

Для депрессий в период пубертатного кризиса (12-18 лет) характерны проблемы в школе и дома, пубертатная истощаемость. Она проявляется в астенизации с ухудшением успеваемости, нарушением внимания, пассивностью, легкостью возникновения реакции на замечания родителей, капризностью, эгоцентризмом. Кроме того, характерны озабоченность «мировыми проблемами», стремление к самоутверждению, оппоциозность, сочетание потребностей в самостоятельности и зависимости, максимализм.

Депрессия в детском возрасте оказывает влияние на семью, школу и социальное окружение. Ее течение характеризуется частыми рецидивами: у ребенка, который перенес один эпизод большой депрессии, вероятность возникновения следующего в течение ближайших пяти лет составляет 70%. При этом у таких детей в 10-15% могут возникать серьезные осложнения депрессии – самоубийство, попытки самоубийства, злоупотребление алкоголем и наркотиками. Поэтому ранняя диагностика и эффективная терапия таких расстройств в ранних стадиях в условиях педиатрического приема – приобретает особое значение, а также работа школьных психологов с дальнейшей совместной работой специалистов в этой области. Необходимо внимательно визуально оценивать состояние пациента (внешний вид, выражения глаз, мимика, моторика, речь) и задавать целенаправленные вопросы на выявление симптомов депрессии.

Исходя из вышесказанного, правомочно утверждать, что вопросы профилактики суицидального поведения у подростков, тем более диагностики и лечения находятся в компетенции врача-психиатра, психотерапевта, имеющего специальную подготовку по суицидологи.

Варианты суицидального поведения различны и проявляются в зависимости от возраста, типа личности суицидента, а также ситуации, провоцирующей суицид:

  1. суицидальное поведение по типу «протеста» — предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т.е. тому, кто считается причиной суицидального настроения, по принципу: «Вам будет хуже после моей смерти». Конфликты носят острый характер и чаще всего затрагивают жилищно-бытовую сферу. Наблюдается в основном у юношей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, нередко страдающие органическими заболеваниями ЦНС.
  2. суицидальное поведение по типу «призыва» — возникает остро или подостро, чаще способом самоотравления. Основная мысль – активация помощи из вне с целью изменения ситуации. Чаще встречается у девушек с инфантильным личностным складом, которому присущи эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость.
  3. суицидальное поведение по типу «избегания» — проявляется в ситуациях угрозы наказания, смысл – попытки избежания угрозы или при ожидании психического или физического страдания. Характерен для более возрастных групп.
  4. суицидальное поведение по типу «самонаказания» — определяется переживаниями вины реальной или это патологическое чувство вины. Преобладают девушки с достаточно высоким образовательным, общественно-социальным уровнем и обостренным чувством совести.
  5. суицидальное поведение по типу «отказа» от жизни – здесь цель и мотивы деятельности полностью совпадают. Связан с потерей личностного смысла своего существования и невозможностью исполнять прежние, высоко значимые роли. Характерен для весьма зрелых глубоких личностей.

Правильный диагноз в случае психоневрологических расстройств может быть поставлен только при участии  врача психотерапевта, психиатра.

С 01.09.2004 года при диспансерном отделении ГУЗ «Специализированная Клиническая психиатрическая больница № 1» организованна работа кабинета психиатрической помощи детскому населению и психотерапевтической помощи детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами.

В муниципальном образовании Каневский район на базе МУ «Каневская ЦРБ» действует телефон горячей линии:

4-22-13

каждая среда с 14.00 до 16.00

«Спрашивайте – отвечаем. Проблемы психического здоровья»

 

        Любой гражданин достигший 14 лет имеет право на получение консультации психиатра с сохранением конфиденциальности, самостоятельно, без родственников.

К любым угрозам самоубийства необходимо относиться серьезно. Важно также обеспечить больному безопасность и моральную поддержку. Иногда для этого бывает достаточно помочь больному открыть свои чувства родным и друзьям, а их, в свою очередь, убедить в том, что с ним надо проводить больше времени и не уходить от откровенных разговоров.

В проблеме самоубийства подростков еще очень много спорного и неясного, но исторически следует заметить, что в периоды общественных бурь, стремлений к улучшению жизни, эпоху всеобщего энтузиазма число самоубийств молодежи резко уменьшалось.

Люди, живущие для других, ценящие дружбу и взаимопонимание кончают жизнь самоубийством очень редко.

Жить для других – вот главный принцип профилактики самоубийств. К   этому нужно добавить еще систематический труд – лучший способ профилактики всех психических расстройств и всех крайностей в поведении  молодых людей.

 

Районный психиатр С.Б.Сосновая