Каневская ЦРБ

Трудный возраст?  Трудные времена!

Воспитание подростка — нелегкая задача, и сегодня большинство родителей (а число таких родителей увеличивается год от года) сталкивается с огромными трудностями. В последние несколько лет уровень подростковой преступности, детской беременности, наркомании и заражения болезнями, передаваемыми половым путем, невероятно увеличились.

В чем же дело? Причиной такого положения является неподготовленность родителей, они не имеют четкого представления о том, как надо обращаться со своими  подростками. Большинство родителей неправильно понимают, что такое подростковый период и чего им следует ожидать от своих детей.

Подростковый возраст чаще обозначают как «трудный возраст», однако он не труднее любого другого, ему свойственны такие проблемы, которые существуют и на других возрастных стадиях развития личности. Кажущаяся трудность подросткового этапа заключена в том, что именно здесь обнаруживаются те недостатки воспитания, которые возникли раньше, но до поры были скрыты. Обнаруживаются они из-за особой противоречивости подросткового возраста.

  Это — противоречие между внешним обликом акселерата и  положением «ребенка» в семье.

Это — противоречие между стремлением казаться и неумением «быть» взрослым.

Это — противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых.

 Это — противоречие между стремлением к личной свободе и неумением правильно распоряжаться этой свободой. 

Если особенности подростков не учитываются, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в нравственном развитии и поведении. В конечном итоге эти отклонения могут привести не только к проступкам, но и к правонарушениям. Что же необходимо знать  и родителям,  чтобы предупредить возможные ошибки в период, когда Ваш ребенок стал подростком.

Причиной формирования отклоняющегося поведения детей могут быть различные стрессовые ситуации в его жизни.

Это могут быть:

— развод родителей и их занятость личными переживаниями:

отклоняющееся поведение как  реакция на эмоциональное невнимание родителей;

— смерть любимого человека: отклоняющееся поведение как протест на потерю значимого лица;

-рождение нового ребенка в семье и переключение внимания родителей на малыша:  отклоняющееся поведение как ревность;

— различные формы насилия по отношению к ребенку в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностям): отклоняющееся поведение как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;

— сексуальное насилие: этиология та же.

Есть дети, у которых подростковые проблемы усугубляются к тому же биологическими особенностями развивающегося организма, поэтому надо еще до школы выяснить их склонность к заболеваниям, ведь определенный диагноз накладывает отпечатки на поведение подростка.

Дети, имеющие проблемы с позвоночником им присущи характерные сложности в поведении, свои специфические реакции, их главный принцип «не высовываться». Им очень некомфортно в своем теле, очень часто такие дети выбирают компенсаторное  слово «зато» « У меня слишком длинные руки и скошенный подбородок, зато я знаю два языка». Эти дети вызывают чувство эмоциональной вязкости. Они могут бесконечно рассказывать о своих проблемах.

Кожа это граница мира и человека, поэтому ее состояние очень важно. Дети с пораженной кожей уходят в свои фантазии, ожидают чуда: « Я проснусь, а у меня чистая кожа!»  Общению со сверстниками они предпочитают компьютер, жизнь в виртуальной реальности.

Дети астматики часто инфантильны: »Ничего не говорите мне плохого, мне нельзя нервничать у меня может быть приступ. Сделайте все, чтобы ничего плохого не было,  я перекладываю ответственность на вас». Угроза приступа режиссирует определенную щадящую позицию окружающих. А  ребенок занимает позицию жертвы.

Дети с заболеванием желудочно-кишечного тракта всех критикуют. « Я хочу, чтобы меня все слушали, я самый умный, а окружающий мир несовершенен для меня, такого замечательного». Организм такого ребенка в ответ на многочисленные «надо»,  «ты должен», «если ты не будешь этого делать то…» реагирует легкой тошнотой и головокружением. «Вызывали на педсовет, выслушал неприятные слова, еле добежал до туалета с приступом рвоты».

Ухудшение поведения ребенка  в отрочестве – это обязательное, нормальное явление, ответ на биологическую перестройку организма. Для подростка очень важно пройти этот этап. В этом возрасте у детей идет процесс формирования личности, они пытаются делать выбор и нести за это ответственность». Я выбираю другую одежду и новую компанию, я меняю тренера, я буду заниматься брейк-дансом,  вместо дополнительного английского. Я выбираю святую ложь, чтобы родители не знали, сколько денег я должен. Я сам отвечу». Правда, у подростка чувство ответственности проявляется избирательно: слово данное друзьям, надо сдержать, а обещанное маме можно и не выполнить. Лучше заранее подготовиться к кризису, что называется подстелить соломку.

Во все времена подрастающее поколение давало старшим повод для недовольства. Но это не значит, что каждое новое поколение хуже предыдущего. Будь это так, человечество давно бы выродилось.

Дети не хуже нас, хотя и отличаются от нас тем, что они молоды.  Как бы мы не старались, мы не удержим их от повторения тех глупостей и безрассудств, которые совершали сами (хотя и постарались об этом забыть). Дети обязательно совершат много ошибок, набьют себе много шишек. Ведь это — единственный способ повзрослеть! Правда буйствовать и дурачиться они будут на свой лад, раздражая нас своими манерами и повадками. А потом за тоже самое станут упрекать своих детей.

Мы сможем с ними поладить, только если постоянно будем об этом помнить, отличать настоящие ростки порока от болезней роста.

В особой профессиональной помощи нуждаются уже 11-13 летние дети.

В  ГУ СО КК « Каневский центре социальной помощи   «Радуга» могут помочь ребенку в сложной ситуации,  обращение в наш Центр – это возможность для подростка быстро получить квалифицированную помощь.

Телефон «Доверие» для подростков 7-90-66 анонимно бесплатно

Особенность телефонной связи для подростков в доступности и возможности оставаться анонимным. По телефону можно рассказать ровеснику о своих проблемах, не скрывая своих слабостей, страхов, ошибок, не боясь быть осмеянным и разоблаченным. Абонент сам контролирует ситуацию и в любую минуту может прервать разговор, повесив трубку.  Для многих ребят нередко является единственной возможностью поговорить о своих тревогах и переживаниях с собеседником на доступном и понятном языке.

 

Есть надежда, что данная информация поможет взрослым и подросткам найти общий язык и взаимопонимание.

Заведующая психолого-педагогическим отделением

ГУ СО КК »Центр социальной помощи  «Радуга»

Меснянкина Л.А.