Материнство изучается многими науками историей, культурологией, медициной, социологией, психологией. Интерес к вопросам материнства появился сравнительно недавно. В словаре русского языка С.И.Ожегова «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка, свойственное матери сознание родственной её связи с детьми». Однако современные женщины, рожают детей не потому, что они счастливы в жизни, наполнены любовью и хотят передать это счастье и любовь детям, а просто потому, что они вышли замуж, и так положено, иметь детей.
Молодые родители крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей, не осведомлены об элементарных особенностях развития ребёнка и своих функциях в уходе за ним. Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины, т.к. возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало трудно гармонично сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, кроме того не редко отсутствует эмоциональное принятие себя, как матери, дискомфортное отношение к собственной материнской позиции. Несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций ведёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии.
Функции матери достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребёнка, обеспечении его эмоционального благополучия, в развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств ребёнка и его деятельности.
Рождение ребёнка принесёт много перемен, к которым женщина должна быть готова. То есть она должна быть готова стать матерью, должна осознанно принять на себя выполнение материнских функций.
Психологически более готовы к материнству женщины в возрасте 24-26 лет, так как женщина в этом возрасте в основном определяется в профессиональном плане. Происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно, к созданию семьи и рождению ребёнка. Кроме того, учёные-медики считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка;
Наименее готовы к выполнению материнских функций женщины 16 – 18 лет, так как современной наукой установлено, что физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 16 – 18 лет не наступает.
На процесс формирования влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству имеет с одной стороны инстинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений. Субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка с матерью.
Клинический психолог женской консультации
ГБУЗ «Каневская ЦРБ» МЗ КК
Сафонова Н.В.