Cпециальные исследования показали, что повышенная двигательная активность плода связана с увеличением уровня тревожности матери .
Отмечено , что тазовое предлежание плода достоверно чаще сочетается у беременных женщин с повышенным уровнем тревоги и повышенным уровнем невротизма .
Последующие исследования показали, что разгибательные предлежания головки, поперечное положение плода связаны с серьезными социально-психологическими конфликтами матерей . Рациональная психотерапия у
ряда пациентов позволяла восстановить положение и предлежание плода. Все это можно рассматривать как подтверждение идеи, что неродившийся ребенок в конфликтной ситуации реагирует своим телом или конечностями, а устранение конфликта и восстановление эмоционального состояния матери способствует восстановлению головного сгибательного предлежания.
Реакции плода на различные стимулы показывают, что он обладает возможностью воспринимать информацию, идущую из внешнего для него мира. Но сохраняет ли он ее в памяти? Клинические наблюдения и исследования показывают, что в памяти плода сохраняется не
вся воспринимаемая информация. Эмбрион-плод способен запоминать наиболее эмоционально переживаемые вместе с матерью впечатления. Позитивные события способствуют проявлению полученных с генами предрасположенностей и талантов, а дистрессы матери могут стать препятствием умственному развитию плода, нанести непоправимый ущерб его здоровью и последующему психофизическому развитию ребенка.
Клинические исследования, проведенные в университетах и клиниках США,
Англии, Голландии показали, что пренатальный стресс может вызывать нарушение психомоторного развития детей, которые обнаруживались при исследованиях в 4 и 8 месяцев, в 8 и 9 лет после рождения .
До последнего времени психиатры и акушеры больше знали о существовании послеродовой депрессии, а между тем депрессия женщин во время беременности не такое уж редкое явление, и она формирует склонность к депрессии у ребенка. Новорожденные, родившиеся от матерей с депрессией, имели низкую оценку по шкале Апгар и чаще
требовали мер по оживлению. Они чаще плакали, и их труднее было утешить. Чем более выраженной была депрессия у матери, тем более раздраженными были дети. В последующем эти дети более склонны к курению, употреблению алкоголя и наркотиков .
Одной из проблем, с которой сегодня встречаются родители это гиперактивность детей, их импульсивность, дефицит внимания, невозможность обучаться, необходимость принимать наркотики для уменьшения возбудимости.
Еще одна психологическая проблема — аутизм. Важную роль в происхождении аутизма играют сильные эмоциональные стрессоры (смерть мужа, потеря работы, длительный переезд и т.д.), воздействовавших при беременности 21-32 недели, с пиком в 25-28 недель.
Пренатальный стресс может быть причиной тяжелых психических заболеваний типа неврозов и психозов. Они могут проявляться в виде навязчивых состояний, фобий, страхов, обнаруживаемых в детстве в виде боязни темноты, пауков, змей, иногда очень необычные и экзотические фобии типа боязни звонков, текущих кранов.
Наблюдения российских ученых поддерживают мнение о том, что эмоциональные переживания матерей во время беременности могут быть одним из факторов риска возникновения шизофрении и биполярных аффективных расстройств.
Пренатальный стресс может стать причиной психосоматических расстройств
таких, как астма, мигрень, нейродермит, расстройство речи, заикание, пилоростеноз,энурез, др. .
Сексуальные проблемы также могут иметь пренатальные корни. Если мысли
матери в течение беременности находятся в противоречии с реальным полом развивающегося в ней плода, он после рождения (начиная с периода полового созревания)на уровне бессознательного может почувствовать психологический дискомфорт в отношении своей половой самоидентификации. С началом половой жизни могут обнаружиться различные проблемы (импотенция, фригидность, транссексуальные тенденции, др.). Имеет значение и отношение беременной женщины к половой жизни: принуждение ее к сексу может отрицательно сказаться на половой функции ее ребенка в последующем .
В обзоре представлена лишь малая толика того, что сегодня стало
известно о психической жизни ребенка до рождения. Суммирование этих данных позволяет сделать предварительное заключение, что:
1) Эмоциональное восприятие и дородовая память неродившегося ребенка являются реальностью.
2) Эмоциональные переживания матери, воспринятые и зафиксированные в памяти пренейта, составляют бессознательное человека, и воспринимаются им как его собственные.
3) Эти бессознательные чувства могут управлять мышлением, эмоциями и поведением после рождения в течение всей жизни человека.
4) Серьезные психосоциальные стрессы во время беременности, негативное отношение матери и окружающих к неродившемуся ребенку могут нарушить его психическое и физическое развитие и оставить глубокий след в бессознательной памяти. После рождения по мере роста ребенка полученная травма начинает проявляться в виде психологических и психосоматических проблем, нарушающих нормальное функционирование человека, а вместе с ним его близких, окружающих людей.